1. Общие  положения

 

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  является:

 -  Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);

 - Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);

 -  Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области № 3391 от 11 ноября 2011 года "Об утверждении дорожной карты по введению  комплексного учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики»;

  -  Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области № 9-06/8058-ВА от 11 ноября 2011 года "О  комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»;

 - Письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики от 28.08.2012 № 906/6481-ВА «О комплексном курсе ОРКСЭ».

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

Основы мировых религиозных культур;

Основы светской этики.

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 

2. Цель и задачи ученого курса «Основы религиозных культур и светской этики»

        Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

         Задачи учебного курса ОРКСЭ:

 - знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

 - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

 - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

3. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  в  программе обучения

 

      Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

 

 4. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

4 класс.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.

 

  1. Организация преподавания нового курса и взаимодействие с родителями

            МБОУ «СОШ №5» г. Усинска на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Курс ОРКСЭ вести могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

На изучение нового учебного курса предусмотрено 34 ч  в 4 классе.  

 

6.      Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.

На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся. Оценка результатов по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Учащиеся должны уметь осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.

Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Система оценивания результатов безотметочная. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале - зачет/не зачет).

 

7. Срок действия Положения

Настоящее Положение действует до принятия иных нормативных документов, которые являются основанием для внесения изменений и дополнений в данное Положение.